Осеннее путешествие в Непал. Трек вокруг Аннапурны. Часть 1

Дмитрий DarkByte Москин

Мой блог, да.
logo

Осеннее путешествие в Непал. Трек вокруг Аннапурны. Часть 1

Опубликовано 18.11.2015 автором Дмитрий Москин
Примерно год назад мы собрались в первый раз у нашего друга Сергея, и он рассказал нам об интересном месте - Непале. Сам он там был проездом, но тем ни менее успел заглянуть на один из местных треков: Вокруг Аннапурны. Аннапурна - это как Эверест, тоже восьми-тысячник, только круче подъём и потому выше смертность, но можно туда не залезать, а посмотреть со стороны, а точнее со всех сторон. Идея показалась нам интересной, и мы пошли планировать наш поход.

Участники собирались не очень активно по двум причинам: сроки и стоимость. Поездка обещала занять минимум три, а лучше четыре недели, и не многие могли позволить себе взять столь длинный отпуск. Ориентировочную стоимость поездки мы оценили в сто тысяч рублей (примерно $2500 по курсу на тот момент) на человека, и это на порядок дороже, чем провести тот же месяц на Таганае. Желающих было не много... и тут грянул очередной кризис, рубль рухнул на дно, потом на второе дно, и поездка неожиданно стала дороже почти в два раза. От таких новостей участников больше не стало, и даже я начал думать о том, что, наверное, не в этот раз.

К концу апреля курс немного скорректировался, за доллар просили примерно 50 рублей (наш бюджет упал до $2000), но тут случилась вторая беда, в Непале произошло землетрясение магнитудой 8 баллов, спустя две недели ещё одно - 7 баллов, плюс серия мощных афтершоков от 7 до 4 баллов. В результате стихийного бедствия погибло более 8 тысяч человек, разрушены десятки тысяч строений, в результате схода лавины на Эвересте погибли альпинисты. Статус поездки опять был под вопросом, правда на этот раз переживали не столько участники, сколько их родственники.

Но мы решили не отчаиваться, ведь отказаться от поездки можно в любой момент, а вот чтобы к ней подготовиться - требуется время. И загранпаспорт - это первое, что необходимо было сделать тем, кто первый раз покидал территорию России. Процедура не сложная, но делают паспорт не быстро, примерно за месяц. Я оставил заявку на сайте госуслуг, туда же загрузил фотографию, оплатил через систему "город", через некоторое время пригласили привезти оригиналы документов с копиями, зашёл без очереди, сняли отпечатки, сделали 3D фото, через несколько недель забрал готовый паспорт. В общем, Госуслуги рекомендую, удобно.

Для поездки в Непал есть два удачных времени года - весна и осень. Правда весной в горах ещё много снега (а в этом году ещё и землетрясение), а вот осенью должно быть всё нормально, поэтому с датами примерно определились, летим в октябре, предварительно берём отпуск на весь месяц. Начали мониторить цены на билеты. Прямой рейс Челябинск-Катманду стоит от 30 тысяч рублей в одну сторону, с двумя пересадками (Москва и на выбор Дубай или Доха), лететь от 24 часов в одну сторону. За ту же стоимость можно было взять рейс Челябинск-Дели в обе стороны, а затем добраться из Индии в Непал по земле, но в таком случае нужно было заблаговременно получить Индийскую визу на двукратный въезд в страну.

На тот момент состав участников был следующий: Света (едет 100%, при любых условиях и ценах), Женя (скорее всего едет, но курс сильно прыгает), Вова (при текущем курсе не едет, ждёт улучшения), Лена (почти наверняка едет, загран не получила), я (вероятнее всего еду, но не готов тратить много денег на поездку). Все остальные желающие были в состоянии "наверняка не еду, но если вдруг что-то резко изменится, готов присоединиться", либо просто молчали.

И вот случилось первое чудо. Появились билеты Екатеринбург-Дели за 8000 рублей (~$120) в обе стороны на нужные нам даты. За такую цену из Челябинска до Москвы то долететь не получится, а тут до Индии и обратно. Моментально всех обзвонив и собрав паспортные данные, купил на всех билеты. На всех, кроме Лены, она до сих пор не получила загран. Перелёт предстоял не короткий, пересадка в Домодедово 6 часов и в Дохе 7 часов, получалось около 30 часов в одну сторону.

Дело оставалось за малым, проработать маршрут из Индии до Непала, и мы снова собрались у Сергея, потому что он уже проделывал этот путь. После выяснения всех подробностей предстоящей дороги, я посмотрел цены на перелёт Дели-Катманду и предложил упростить маршрут, потому что стоимость авиабилета и проезда по земле (включая все необходимые билеты и визы) была соразмерной, даже без учёта непредвиденных расходов при выборе наземного варианта. Кроме того, авиаперелёт занимал меньше часа, а по земле два-три дня в одну сторону, плюс отсутствие необходимости в получении индийской визы (а для этого нужно было отправлять документы в посольство в Москве и ждать от них ответа.

Не все сразу согласились с моим предложением, Женя очень хотел посмотреть Индию, да и Света была не против туда заглянуть, обсуждение затянулось на сутки. И к тому моменту, когда все были согласны лететь, билет на нужную дату подорожал, решили взять на день позже, ибо лучше сутки в аэропорту потерять, чем заморачиваться визами и терять неделю отпуска на дорогу. По крайней мере так мне казалось на момент покупки билетов. Четыре билета обошлись мне в 40200 индийских рупий (курс примерно 1:1 с рублём), для покупки пятого билета у меня не хватило денег на карте, поэтому Женя купил себе билет сам. Пересадка в Дели у нас получилась 26 часов.

Введу того, что в Дели выйти из транзитной зоны мы не можем, соответственно не сможем и перенести багаж с одного рейса на другой, то было решено, что багаж мы с собой не берём, только ручную кладь, т.е. всё снаряжение должно было уместиться в компактный рюкзак (55х35х25 см) и весить не более 7кг. От этой цифры и отталкивались, докупая необходимое снаряжение и собирая рюкзак.

У меня из подходящих по размеру рюкзаков был только тактический рюкзак от фирмы СПЛАВ, но он сам по себе весит 2.5кг, имеет подвесную систему molle и раскрашен в неправильные цвета, как мне показалось. Прочитав несколько отчётов, узнал про маоистов (местные террористы), которые вроде как туристов не трогают, но деньги и дорогую технику с них собирают без каких-либо зазрений совести. В общем решил лишний раз не рисковать, и купил туристический рюкзак BIONIC 50 в том же СПЛАВе, тем более он был легче и вмещал больше вещей.

Если вкратце перечислить все необходимые вещи, то получится:
Одежда: термобельё, футболка, пуховка или флиска, пара трусов, тройка носок, балаклава или бафка, мембранная куртка и штаны, треккинговые ботинки и сандалеты, перчатки
Гигиена: полотенце, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, крем от загара, гигиеническая губная помада с фактором защиты от загара,
Снаряжение: спальник лёгкий, бутылка для воды, фонарик, ложка-вилка, копии документов, туалетная бумага, очки солнцезащитные, повербанк
Аптечка (личная): лейкопластырь, полисорб, уголь активированный, лоперамид, фестал, кеторол, бинт эластичный, бинт марлевый, бактерицидные влажные салфетки
Итого, вес упакованного рюкзак получился 6.8кг (из них: сам рюкзак 1.7кг, аптечка 0.5кг, гигиена 0.5кг, одежда 1.9кг, спальник 0.8кг, остальные вещи 1.4кг).

Для оформления документов потребуется минимум 6 фотографий 3х4. В некоторых местах будет свет, но не будет розеток, и на этот случай можно взять переходник с лампочки на розетку, но следует учесть, что в Непале цоколь B22, а не E27, поэтому и переходник нужен соответствующий. Для сушки вещей в помещении лучше всего взять с собой репик, мы же взяли с собой по крепёжной резинке, которой планировали крепить наши рюкзаки на крыше автобуса, в случае, если перевозка багажа в салоне будет недопустима. Можно взять с собой шорты, вне гор в них комфортнее. Для душа лучше взять с собой резиновые тапочки, даже если душ горячий, пол и стены обычно холодные. Можно взять поппер, но особой нужды в нём нет. Треккинговые палки лишними не будут, но ввиду того, что их могли не пропустить в ручную кладь, покупали на месте (Света провезла свои с собой, проблем не было).

Трек, который мы планировали пройти называется Annapurna Circuit Trek, его протяжённость примерно 200км, максимальная высота 5460м НУМ, рассчитан он на 17-20 дней, у нас в наличии было примерно 17 дней. Для прохождения трека требуется получить две бумажки: разрешение на посещение заповедника (пермит) и карточку отслеживания туриста (TIMS), каждая из них требует заполнения анкеты, по две фотографии 3х4 и по 2000 непальских рупий (~$20). Плюс непальская виза $40, плюс на каждый день трека мы планировали тратить 1000 непальских рупий. Примерный бюджет прикинули, вещи собрали, карты местности загрузили, оставалось совсем немного времени, и мы в целом были готовы к поездке.

К тому моменту Лена успела получить загран и мы подобрали ей не очень дорогие билеты (~20000руб), правда вылет у неё был из Казахстанского города Костанай, с таким же количеством пересадок, только без крюка через Москву и Доху. Вылет у неё был чуть пораньше, прилёт в Дели чуть попозже, пересадка в Дели 24 часа 30 минут и дальше мы вместе летим до Катманду. Собственно, Лена первой и уехала, найдя подходящий по времени рейс на blablacar. Нас до Екатеринбурга в 12 часу ночи с пятницы на субботу согласился подбросить Егор. Прибыв за 4 часа до отлёта в аэропорт, мы спокойно получили посадочные талоны на все наши рейсы, прошли контроль и стали ждать вылета.

Первый самолёт был Airbus A319, перевозчик S7, полёт 2 часа 15 минут, принесли покушать бутербродик с чаем. В Москве повторно прошли контроль, таможню, сели в зале ожидания. Надо отметить, что до вылета я отправлял много писем авиаперевозчикам и аэропортам, сначала это были вопросы в духе "а мы точно летим за такие деньги?", потом были вопросы касательно перевоза багажа, запрещённых к перевозу вещей и прочие подобные вопросы. Ближе к вылету я отправил вопрос по поводу перемещения багажа между рейсами без выхода из транзитной зоны аэропорту Дели, на тот случай, если всё-таки потребуется сдать багаж. И вот, спустя три дня, когда мы уже сидели в аэропорту Москвы и ждали вылета, мне пришёл ответ, который среди прочего содержал информацию о том, что мы не только не можем покидать транзитную зону, но и можем находиться без визы в ней только меньше 24 часов. И конечно же я сразу вспомнил о том, что у нас транзит 26 часов, а визы то мы не делали.

Оставшиеся три часа тянулись вечность. И вот объявляют посадку на рейс, на этот раз мы летим на Airbus A320 авиакомпанией Qatar, подходим к стойке проверки посадочных талонов, девушка смотрит в талоны и сходу просит показать ей наши визы. Мы говорим, что у нас нет виз, мы транзитом, она просит показать билеты на следующий рейс, считает время транзита и говорит что мы не можем сесть на самолёт, потому что у нас нарушение правил транзита будет. Все остальные садятся на самолёт, самолёт улетает, мы остаёмся, занавес. Заодно нам объясняют, что подобное нарушение правил транзита в Московском аэропорту карается довольно крупным штрафом и тюремным заключением до момента выплаты штрафа.



Самое время было сказать "неплохо сэкономили", купить билеты до Челябинска за 12000 рублей и лететь домой. Но был один нюанс - Лена не знает ни английского языка, ни маршрута, и через сутки она уже будет в Дели, а дальше что ей делать? Обратные билеты у неё через 25 дней, информации по визе, пермитам, как добраться до начала маршрута, куда там идти, как обратно, и всему остальному у неё нету, а без знания языка ей будет трудновато эту информацию узнать на месте. В общем мы подумали, что ей не вариант оставаться одной, и начали думать, как же нам всё-таки добраться до Дели. Для начала мы пытались это сделать находясь в зелёной зоне, попросили подошедшего к нам сотрудника аэропорта помочь, он согласился сходить до представителя нашей авиакомпании и позвать его к нам. Он ушёл, и не вернулся, ни он, ни представитель. Через час мы отчаялись ждать и вышли из зелёной зоны.

На стойке Qatar никого не было, все ушли на обед и ещё час там будут. Узнали на стойке информации, что есть авиакомпания AirIndia, у которой скоро будет вылет и возможно остались билеты, но их представительство есть только на третьем этаже, правда и там у них было закрыто, зато было открыта у Катара, хотя нам сказали что ничем помочь не могут, ибо билет мы покупали не у них, а через Связной.Тревел, поэтому и все вопросы относительно перелёта нужно задавать им. Написал им, в ответ получил не понимание, ведь в их бронировании все транзитные стыковки в норме, проблема со стыковкой их рейса и того, что я сам заказывал. Объяснил это. Сказали, что попробуют придумать что-нибудь. Мы тем временем искали кем бы ещё долететь, но на нужные даты одним рейсом все не помещались, да и билеты стоили от 60 до 200 тысяч рублей.

На стойку Катара вернулись представители и начали вникать в нашу проблему. Первоначальный их ответ был "impossible". Предложили вариант вернуть деньги за билеты, но в таком случае придётся уплатить штраф за неявку на рейс в размере ~16000 рублей за каждый билет, при стоимости всего билета 8000 рублей предложение нас не очень заинтересовало. Кроме того, мы узнали, что в случае пропуска одного из рейсов, все остальные автоматически отменяются, т.е. если мы сейчас долетаем до Индии по новым билетам, то и на обратный путь нам тоже придётся купить новые билеты, а это уже точно выход за размеры бюджета. Но тут можно попробовать заранее удалить их билета пропущенные рейсы, тогда остальные могут не пропасть. Не вспомнить точно, сколько часов мы бегали по аэропорту в поисках решения, но прошло уже примерно 6 часов, самолёт, которым мы должны были улететь уже почти приземлился в Дохе и нам наконец-то предложили решение.

Первоначально предложили двоим полететь ближайшим рейсом, пилот которого пробегал рядом, но стоило нам замяться на минуту, и он уже убежал со словами "да ну вас, какие-то несерьёзные". В итоге представители Катара смогли перенести наш рейс на следующий день, и сказали, что если места в самолёте будут, то с утра мы полетим. На столь радостной ноте мы отправились искать место для ночёвки. И не нашли. Домодедово - худший аэропорт их тех, в которых нам довелось побывать за время нашего приключения. Кроме несмолкающего ни на минуту робота и диктора, объявляющих вылетающие рейсы и опаздывающих пассажиров, вокруг носились кричащие промоутеры и специально обученная женщина, которая не позволяла никому занимать больше одного сидячего места, лежат на полу, поднимать ноги на сидение и вообще следила за порядком. В общем поспать не удалось.

С утра мы получили новые посадочные талоны, заново прошли таможню и на этот раз успешно сели на самолёт, где удалось хоть немного поспать. В Дохе было очень жарко, на улице была просто баня, благо мы там были буквально несколько секунд, пока от трапа самолёта шли до автобуса. Пересадка в Дохе была примерно два часа и вскоре мы сидели в салоне Boeing 787 и летели в сторону Дели, где нас уже ждала Лена. В её случае сотрудникам Казахстанского аэропорта было не особо интересно что там у неё с транзитом, поэтому она спокойно долетела до Дели, а там ей просто сказали, что нужно час подождать и только потом начали её оформлять, в итоге с транзитом у неё никаких проблем не возникло.

Аэропорт дели нас встретил коврами. Ковры были возле, на полу, на стенах, начиная от терминала прилёта и заканчивая таможенной зоной. Мы прошли в зону оформления транзита, нас спросили не нужно ли нам перенести наш багаж на следующий рейс и сказали, чтобы мы ждали на лавочках пока придёт представитель нашей авиакомпании. Заодно переписали наши данные в бумажный журнал. Представитель IndiGo узнал номер нашего рейса и долго пытался получить номер бронирования от ещё одного человека, который его толи не знал, толи представителю нужно было чтобы он его показал с телефона или на бумаге, а с интернетом там не очень было. В общем долго они с ним провозились, потом принесли нам наши посадочные и бирки для ручной клади. С ними мы успешно прошли контроль и попали в зелёную зону, где нашли хорошие места с лавочками и ковром на полу. Почти сразу я лёг на пол и проспал там всё время нашего транзита в Дели, благо аэропорт был тихий, объявляли только переносы или отмены рейсов, что было очень нечасто.

Ещё из интересного в аэропорту Дели можно отметить туалет. А точнее сотрудника, который весь свой рабочий день проводит в нём и при этом улыбается, а не пытается убить тебя шваброй. Уборка проводится не дважды в день, как у нас, а после каждого посетителя. Если вдруг замешкался и не нашёл где взять бумагу для того, чтобы вытереть руки после мытья, то сотрудник вежливо покажет или просто подаст тебе бумагу. В общем в туалет было приятно ходить, разве что там не хватало душевой кабины для полного счастья. Кстати, на подлёте к аэропорту Индии в самолёте провели дезинфекцию распылив в воздух содержимое нескольких баллончиков, выглядело устрашающе.



Полёт из Индии в Непал занял примерно минут 45. В аэропорту Непала мы первым делом оплатили пошлину за визу в размере $40, потом получили саму визу и наконец то попали в Непал. Первое, что нам нужно было сделать - добраться до Тамеля, туристического района Катманду. Время было 2 часа дня, и в целом мы успевали в тот же день получить пермиты и тимс, поэтому мы начали искать такси и почти сразу же услышали заветное словосочетание "Fuel problem", которое преследовало нас на протяжении всего трека. Таксисты всячески пытались нас обмануть, и никто не соглашался на нашу цену, в итоге один из них довёл нас до автобусной остановки, сказали, что нужно сесть на этот автобус и после того, как мы приедем в Тамель, мы должны будем заселиться в его отель. Конечно же его отель нас не очень интересовал, но почему-то никто, кроме меня, садиться в автобус не захотел, и он уехал без нас.

А всё потому, что пока я общался с таксистом, они встретили каких-то русских, которые часто бывают в Непале, и они сказали, что могут взять такси подешевле, но так как нас 5 и их двое, то получится два такси, за которые в сумме мы отдадим примерно 2000 рупий (примерно $20). Это было дороже, чем на автобусе, но учитывая, что у нас с собой были только доллары, а курс обмена в аэропорту был грабительским, то мы согласились что доедем с ними до Тамеля, там обменяем деньги и отдадим им. Доехать мы доехали, но денег они с нас не взяли, и скрылись в неизвестном направлении, указав нам примерное направление движения. Ну и мы отправились в Annapurna Conservation Area Project Office (ACAP), так как время пожимало.

Прибыв на место за пол часа до закрытия, мы заполнили все анкеты (лучше их было распечатать и заполнить дома, а я вместо этого заполнил их в электронной форме и отравил куда-то, откуда они их получить не смогли), приложили фотографии и деньги, и к четырем часа у нас на руках были все необходимые документы. И мы отправились обратно в Тамель, искать отель для ночёвки. В первом месте нам предложили $100 за ночь, во втором месте $30, дальше мы искать не стали. Правда за эти деньги мы получили номер с тремя кроватями, одна из которых была двуспальная, но было уже как-то безразлично, и я выбрал место на полу. Но самое главное, что был горячий душ, после трёх дней в аэропортах кроме него ничего больше не нужно было.

Женя и Света легли спать, мы с Леной и Вовой отправились по магазинам, нужно было докупить недостающее снаряжение, чтобы завтра не тратить на это время. Судя по отзывам, в Непале можно купить более-менее качественные вещи по значительно более низким ценам, чем у нас. На деле оказалось, что это не совсем правда, если не сказать, что это совсем не правда. За цены ниже, чем у нас, можно купить подделки, не очень качественные вещи с логотипами нормальных фирм, или пуховик с синтепоном, даже не смотря на то, что продавец говорит, что внутри пух, и на ярлычке написано, что 100% гусиный или собачий пух, по факту там либо синтепон, либо цена уже совсем другая. Можно торговаться, но больше половины стоимости скинуть не получится точно, в большинстве случаев это получается примерно 20-30% скидка. Палки купили самые дешёвые, по 800 рупий за пару, спальников нормальных найти не удалось, но т.к. Вове в любом случае нужен был какой-то, то пришлось взять. Заодно докупили недостающую бытовую химию, мыла, шампуни, антибактериальные гели.

Вода продаётся в полторашках, на крышку дополнительно налеплена термоусадочная плёнка, я поначалу думал, что бутылки вторично используются, но после опустошения первой бутылки понял, что вряд ли. Тут вода стоит 20 рупий за бутылку, чем дальше в горы - тем дороже, хотя проблем с водой у нас не возникало, по пути очень много родников, и все, кроме Жени, пили воду из них и никаких проблем не заметили. В продаже имеются таблетки для обеззараживания воды, мы ими не пользовались. На треке мы встречали людей, которые только механически очищали воду, некоторые добавляли в неё хлор, кто-то обеззараживал её УФ лучами. Но в целом, для себя я использую простое правило при употреблении некипячёной воды - источник воды должен быть виден, т.е. вода, вытекающая из камней или из земли - скорее всего будет пригодна для питья, а вот вода из ручьёв, рек, текущая по поверхности земли - скорее всего нет.

После вечернего шопинга мы вернулись в гостиницу и заказали на ужин три далбат сета (dal bhat set). Это национальное блюдо непальцев, состоящие из риса, к которому отдельно подаётся варёная картошка с перцем чили, острый соус, зелень, хрустящая лепёшка, поджаренная на сале, не острый суп из бобовых. Как выяснилось позже, у данного блюда есть особенность, если не наелся, можно попросить добавки, у остальных блюд такой особенности нету. Непальские носильщики за раз съедают от 2 до 4 порций, нам по одной на человека хватало более чем, иногда вдвоём доедали. После плотного ужина отправились спать.

Сегодня нам нужно было добраться как минимум до Бесисара, это начало трека. По моей информации из Катманду раз в день ходит автобус в том направлении, в 6 утра, на часах было около 10 утра, автобус точно не вариант, но был вариант доехать на джипе. Насколько я знал, эта поездка обойдётся нам в $45 и в целом все были готовы заплатить такую сумму за комфортную доставку до трека, тем более, что автобус стоит не сильно дороже. Сбегал до ресепшена и попросил узнать стоимость джипа до Бесисара, управляющим отелем с удовольствием согласился мне помочь, открыл телефонную книжку с номерами на все случаи жизни и после звонка выдал стоимость $200, поблагодарив его, и сказав, что нам такой вариант не подходит, я побежал наверх, сообщить ребятам обновление цены. Цена никого не обрадовала, но буквально через минуту зазвонил телефон и предложили цену $190, что по-прежнему было много, поэтому я отказался. Минут через 10, когда все уже собрали свои вещи, телефон вновь зазвонил, на этот раз сказали, что джип уже приехал, выходите торговаться.

Пока я общался с водителем и обсуждал цену, все разбежались по ближайшим магазинам, и мой вопрос о том, подходит ли нам цена в $150 не услышал никто. Но в целом это было и не важно, дороже $50 никто ехать не хотел, а для водителя дешевле $150 было не интересно везти, всё-таки "Fuel problem". За какую-то сумму он согласился довезти нас до автобусного вокзала, но мы решили идти пешком, всего то 4км. Прибыв на Naya bus stantion мы поняли, что разобраться самим будет нереально, начали спрашивать местных, как нам отсюда добраться до Бесисара, но в ответ получали в основном непонимание, особенно при упоминании Microbus, а я думал, что именно на нём мы поедем. В итоге какой-то местных услышал знакомое слово и повёл нас сквозь кучи автобусов до нужного, сказал, что нам нужно сесть сюда, что он доедет до Думре. Быстренько посмотрел где это, оказалось, что там автобус уходит дальше, в сторону Покхары, а мы можем пересесть на другой и ехать в Бесисар. Про стоимость нам сказали, что 400 рупий с человека в этом автобусе и ещё по 100 рупий после пересадки. Звучало правдоподобно, но доверяться было страшно, но деваться некуда, сели.

Это был Local Bus, правда повышенной комфортности, выражалось это в увеличенном расстоянии между сидениями, поэтому колени влезли у всех, рюкзаки поставили на ноги и ехали примерно часа 4, один раз остановились для того, чтобы покушать. В Непале и Индии движение левостороннее и поначалу это довольно непривычно, особенно когда на горной дороге неожиданно появляется встречка, которая объезжает какую-нибудь яму или обгоняет кого-нибудь. По пути было очень много серпантина, почти везде повороты были закрытыми, и чтобы не терять скорость водитель перед каждым поворотом подавал звуковой сигнал (ночью дополнительно светом), если в ответ не поступило сигнала, значит на поворот можно залетать без притормаживания. Вместе с водителем едет кондуктор, он собирает деньги по пути, объявляет остановки, если кто просил, выдаёт и принимает грузы (местная почта), кроме того, у него есть своя кнопка гудка, чтобы водитель не отвлекался во время движения. Так же, когда автобус сдаёт назад, кондуктор выходит и выполняет роль парктроника, постукивая по корпусу автобуса.

Конец первой части. Вторая часть.

К сожалению, мне не удалось написать весь отчёт сразу, поэтому пришлось разделить его на несколько частей. Первая часть была посвящена нашему пути от дома до начала трека. Фотографии с нашего путешествия можно посмотреть в альбоме ВКонтакте Непал - Вокруг Аннапурны. Так же выкладываю файл для программы Google Earth с различными сохранёнными точками, а так же маршрутами (запланированным, пройденным, и запись трека с навигатора): annapurna_circuit.kmz.